603000, г. Нижний Новгород, ул. Костина, 7/1, офис 2 тел. +7 831 434 12 58 эл.почта kozyrevy2003@yandex.ru

Европротокол - для тех, кто не хочет ждать ГИБДД на дорогеКаждый день в Нижнем Новгороде происходит в среднем 150-170 дорожных аварий. Подавляющее большинство из них – ДТП с незначительным материальным ущербом. Но несмотря на это, автомобилисты вынуждены по несколько часов проводить сначала в ожидании инспекторов ГИБДД, а потом в отделе Госавтоинспекции, на разборе. Есть несколько вариантов сократить это время. Один из них – воспользоваться европротоколом, то есть возможностью упрощенного оформления ДТП, который исключает не только вызов инспекторов на место аварии, но и даже дальнейшее разбирательство в ГАИ.

 

Три условия «упрощенки»


«В соответствии с законом «Об ОСАГО» под упрощенным оформлением ДТП (Европейским протоколом) понимается оформление документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции», - говорит начальник кафедры административного права и процесса Нижегородской академии МВД России Николай Макарейко. Вместе с тем, оформить ДТП «по-быстрому» возможно при соблюдении трех важных обстоятельств:


1. В результате ДТП вред причинен только имуществу. «То есть при наличии любых ушибов, царапин, крови из носа и т.д. - если вы или другие участники аварии собираетесь об этом где-то говорить, взыскивать компенсацию морального вреда - европротокол составлять нельзя», - отмечает адвокат "Коллегии адвокатов Козыревых» Даниил Козырев.


2. ДТП произошло с участием двух транспортных средств (ТС), гражданская ответственность владельцев которых застрахована в соответствии с законом «Об ОСАГО». Как быть в случае ДТП между обычным ТС и автопоездом (фуры с полуприцепом), который сам по себе представляет уже два отдельных ТС? «До последнего времени суды - и арбитражные, и общей юрисдикции – по-разному решали данный вопрос, - рассказывает Даниил Козырев. - В одних из них исходили из того, что автопоезд - это заведомо два транспортных средства, поскольку они оказывают влияние друг на друга. В других наоборот, пытались разобраться в конкретной ситуации – выяснить механизм ДТП. На практике это имело значение, поскольку ответственность по ОСАГО у «тягача» и «телеги» могла быть застрахована в разных компаниях». Юрист дает автомобилистам простой совет – с автопоездами не «связывайтесь», вызывайте сотрудников ГИБДД.


3. Обстоятельства причинения вреда в связи с повреждением имущества в результате ДТП, характер и перечень видимых повреждений транспортных средств не вызывают разногласий участников ДТП и зафиксированы в извещениях о ДТП. «При этом информация, заполненная в извещении о ДТП первым участником должна не противоречить информации, заполненной вторым участником. Извещения о ДТП должны быть подписаны обоими участниками аварии», - подчеркивает Николай Макарейко. «Документы должны быть оформлены полно, четко и ясно - таким образом, чтобы страховой агент, ознакомившись с ними, не имел вопросов по обстоятельствам случившегося, - советует партнер юридической фирмы Timofeev/Cherepnov/Kalashnikov Михаил Черепнов. - Нужно учитывать, что законодательство позволяет приобщать к европротоколу Приложения, в которых могут содержаться объяснения сторон, схема ДТП, сведения о свидетелях ДТП и иные обстоятельства произошедшего. Все документы должны быть подписаны обеими сторонами, что подтверждает отсутствие разногласий по обстоятельствам произошедшего».

Непопулярность европейского опыта
Несмотря на то, что упрощенное оформление ДТП в нашей стране вступило в силу уже более пяти лет назад, европротокол не стал популярным среди автомобилистов. Руководитель управления методологии обязательных видов страхования компании «АльфаСтрахование» Денис Макаров говорит, что только несколько десятков заявлений (причем, по мнению некоторых экспертов, среди них большое число мошеннических) из тысячи оформляются при помощи «упрощенки» - это очень низкий показатель. «Водителям по-прежнему представляется более простым способом дождаться приезда сотрудников ГИБДД для оформления ДТП», - считает эксперт.

Это объясняется несколькими причинами. Основная из них - владельцы плохо знакомы с процедурой и боятся совершить ошибки, которые приведут к отказу в выплате. «Основные ошибки: во-первых, владельцы по-разному описывают обстоятельства произошедшего, а во-вторых, не все графы извещения заполнены, отсутствует схема, отсутствуют подписи обоих владельцев», - поясняет заместитель руководителя Департамента урегулирования убытков компании РОСГОССТРАХ Дмитрий Титиев. «Любая ошибка водителей может лишить их права на получение страхового возмещения, т.к. страховая компания обычно ищет любые основания, чтобы не выплачивать страховое возмещение», - отмечает Михаил Черепнов.

Вторая причина, по которой европртокол не пользуется популярностью в России, – это небольшой размер компенсации, который можно получить по «упрощенке» (всего 25 тысяч рублей), и отсутствие у автомобилистов понимания размера нанесенного ущерба. «Потерпевшие не могут реально оценить ущерб и заполнить правильно извещение о ДТП, - подчеркивает Макаренко. – Кроме того, страховая компания отказывает в выплате при превышении ущерба 25 000 рублей и неправильном оформление документов. Также страховщики требуют два автомобиля на осмотр и присутствие в офисе компании двух участников ДТП при оформлении документов».

Еще на один нюанс при упрощенном оформлении ДТП обращает внимание начальник отдела исполнения административного законодательства УГИБДД по Нижегородской области Игорь Рощин: «Если у виновника ДТП автомобиль застрахован по КАСКО, то при оформлении ДТП без вызова ГИБДД он не сможет рассчитывать на получение выплаты по полису добровольного страхования». 

Экономия нервов и времени
Советы автовладельцам, решившим оформить ДТП по европротоколу.

«Перед оформлением ДТП по европротоколу внимательно изучите инструкцию по заполнению бланка извещения, содержащуюся в его приложении. Позвоните в Call–центр страховой компании и получите соответствующую консультацию, - говорит начальник Управления урегулирования убытков по автострахованию и страхованию автогражданской ответственности ОАО "СОГАЗ" Алексей Карпицкий. - При наличии сомнений в возможности применения европротокола при оформлении конкретного ДТП, вызывайте сотрудников ГИБДД».

Еще несколько советов от Игоря Рощина: «При ДТП обязательно позвоните в обе страховые компании и сообщите о намерении оформить аварию с использованием европротокола. Возите в машине извещение о ДТП (выдается в офисе страховой компании при покупке полиса ОСАГО). Обменяйтесь контактами с другим участником ДТП. Отвезите заполненное и подписанное обоими участниками аварии извещение о ДТП в страховую компанию (каждый в свою); не забудьте взять: ПТС, свидетельство о регистрации авто, водительское удостоверение и личный паспорт. Не ремонтируйте автомобиль до тех пор, пока не получите страховое возмещение».

Вместе с тем, эксперты считают важным развивать и использовать возможности самостоятельного оформления ДТП. «Во-первых, это существенно экономит время. Причем как связанное с ожиданием инспектора на месте аварии, так и с оформлением документов на «группе разбора, - рассуждает о плюсах Даниил Козырев. - Во-вторых, зачастую аварии с ущербом до 25 000 рублей могут существенно осложнить жизнь другим участникам дорожного движения - например, создать многокилометровый затор, перекрыв обе полосы движения на двухполосной дороге. Из водительской солидарности лучше этот вопрос решать оперативнее – самим составлять документы». 

Публикация подготовлена в рамках совместного проекта повышения правовой грамотности автомобилистов «Твое авто – твое право», который реализуется городским порталом NN.RU и нижегородским региональным отделением Ассоциации юристов России

http://www.nn.ru/auto/journal/sovety_yurista_kak_oformit_dtp_s_pomoshchyu_evroprotokola.html

«Нижегородский  адвокат» Вестник Платы адвокатов Нижегородской области